Оценка индивидуального развития ребенка

собой совокупность организационных процедур, норм и правил,
диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой
основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений
воспитанников, эффективности реализации основной образовательной
программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с
учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки
качества образования в ДОО.
1.6.В условиях ДОО оценка индивидуального развития детей
осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям
развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1.7.Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на
этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).
1.8.Результаты используются исключительно для решения следующих
образовательных задач:
- индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого
ребенка;
-оптимизации работы с группой детей.
1.9.Положение определяет права, обязанности и ответственность
участников образовательных отношений в ходе проведения процедуры оценки
индивидуального
развития
детей
–
педагогической
диагностики.
Педагогическая
диагностика
развития
ребенка
используется
как
профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от
собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.
1.10.Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение
действует до принятия нового.
2.Цели и задачи оценки индивидуального развития детей
2.1.Оценка индивидуального развития детей, динамики их развития и
образовательных достижений в ходе образовательной деятельности,
основанная на методе наблюдения используется как профессиональный
инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных
педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы
с детьми по ООП ДО в ДОО.
2.2.Результаты проведения педагогической диагностики могут
использоваться для решения следующих образовательных задач:
-индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка,
построения его образовательной траектории);
-оптимизации работы с группой детей. Оценка индивидуального
развития детей:
- поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка
дошкольного возраста;

- учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных

условиях.
3.Организация проведения оценки индивидуального развития
3.1.Оценка индивидуального развития детей осуществляется через
педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности,
организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп
регулярно в течение года. («Индивидуальное развитие» и «индивидуализация
образования» – не одно и то же).
2 раза в год (в сентябре и мае текущего учебного года) подводятся
итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках
образовательной деятельности.
3.2.В качестве показателей оценки индивидуального развития детей
используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям
ФГОС ДО, ООП ДО.
3.3.В ходе педагогической диагностики индивидуальное развитие
детей оценивается по соответствующим показателям (индикаторам) во всех
пяти
образовательных
областях
(социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое
развитие) и отмечается в «Картах развития ребенка» и «Детском портфолио»,
фиксирующих достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.
3.4.Результаты педагогической диагностики оформляются в форме
«Карты развития ребенка» (приложение к данному Положению № 1).
3.5.Ведение «Карт развития ребенка» осуществляется педагогами групп
на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном
и/или бумажном носителях.
3.6.Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной
педагогической диагностики отражается на специальном листе рекомендаций
в «Карте развития ребенка», согласуется с родителями (законными
представителями) ребенка (на бумажном носителе) под подпись и отметку
родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и
результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной
деятельности.
4.Права участников образовательных отношений
4.1.Педагогические работники имеют право на проведение оценки
индивидуального развития
детей ДОО, в рамках педагогической
диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и
лежащей в основе их дальнейшего планирования.
4.2.Родители (законные представители) воспитанников имеют право
на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными
особенностями развития только своего ребенка в образовательной
деятельности.
5.Обязанности участников образовательных отношений
5.1.Педагогические работники обязаны:
- проводить оценку индивидуального развития детей в рамках
образовательной деятельности в соответствии с утвержденным настоящим
Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и
мае текущего учебного года);

- вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы

освоения детьми ООП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец
учебного года – журнал диагностики в бумажном и (или) электронном
формате;
- регулярно в течение года вносить соответствующие данные в «Карты
развития ребенка»;
- обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку
в архиве детского сада на протяжении всего периода пребывания
воспитанника в ДОО;
- обеспечивать право родителей (законных представителей) на
ознакомление с ходом, содержанием и оценкой результатов образовательной
деятельности в ДОО, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими
данными их ребенка;
- ежегодно предоставлять заместителю заведующего ( старшему
воспитателю) отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ООП ДО
ДОО в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и
вынесения информации на итоговый Педагогический совет.
Заведующий ДОО обязан:
- обеспечивать наличие «Карт развития ребенка во всех возрастных группах
ДОО;
- проводить анализ результатов педагогической диагностики и
предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми ООП
ДО на итоговый Педагогический совет;
- осуществлять контроль и методическую помощь педагогам в
проведении педагогической диагностики и оформлении соответствующей
документации.
6.Ответственность
6.1.Ответственность за организацию комплексной работы по
осуществлению оценки индивидуального развития детей в образовательной
деятельности несет заведующий ДОО.
6.2.Педагогические работники, осуществляющие образовательную
деятельность воспитанников, несут ответственность в установленном
законодательством Российской Федерации порядке за конфиденциальность
предоставления информации о ходе и результатах образования каждого
ребенка.
7.Делопроизводство
7.1.Карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их
пребывания в ДОО.
7.2.Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам,
не содержащие индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в
бумажном виде в методическом кабинете у заместителя заведующего не менее
5 лет.
7.3.Форма
учета индивидуального
развития
детей («Карта
индивидуального развития ребенка», «Детское портфолио») в рамках
образовательной деятельности утверждается отдельным приказом заведующего
ДОО и может быть изменена в соответствии с изменениями в законодательстве,
а также ООП ДО и Устава ДОО

Приложение № 1 к Положению
«О системе оценки индивидуального развития детей»
МБДОУ № 21 «Красная шапочка» ст.Новорождественской

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА

_____________________________________________________________
(фамилия, имя ребенка)

Карта разработана в целях:
осуществления мониторинга развития ребенка дошкольного возраста
и построения индивидуальной траектории его развития в соответствии с
образовательными потребностями и возможностями;
осуществления преемственности между дошкольным и начальным
общим образованием;
обеспечения поддержки у родителей позитивного отношения к
исполнению своих обязанностей, как участников образовательных
отношений в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная
карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при
поступлении в общеобразовательное учреждение (далее - ОУ), в целях
получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и
интеллектуальных
особенностях
ребенка,
посещавшего
дошкольное
учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности интегративных
качеств.
Периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два
раза в год (сентябрь, май).
При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется
трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует
качественная характеристика.
1 -- низкий уровень (Н);
2 – достаточный (средний) уровень (С);
3 – оптимальный (высокий) уровень (В).
Условные обозначения:
н.г. – начало года
к.г. – конец года

II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фамилия, имя, отчество ребёнка _____________________________________
__________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Дата поступления в детский сад ______________________________________
Дата начала наблюдений____________________________________________
Дата окончания наблюдений_________________________________________
Состав семьи, ее социальный статус __________________________________
●
Мать (ФИО, возраст, образование, место работы)
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Отец (ФИО, возраст, образование, место работы)
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
●

Количество детей в семье _________________________________
__________________________________________________________________
●

Состав семьи ____________________________________________
__________________________________________________________________
●

Другие сведения _________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
●

III. Лист адаптации

Ф. И. ребенка________________________________________
дата рождения ___________ дата поступления в детский сад____________

день адаптации
параметры
Ап
пе
ти
т

Зав
тра
к

Хороший
Плохой
Избирательный

Об
ед

Хороший
Плохой
Избирательный
Хороший

По
лд
ни
к
Со
н

Зас
ып
ан
ие
Со
н

Туалет

Об
ще
ни
е

Со
взр
осл
ым
и

Плохой
Избирательный
Быстрое, спокойное
Длительное
Длительное сопровождающееся
плачем
Спокойный, продолжительный
Спокойный, не длительный
Беспокойный, кратковременный
Непроизвольное, с проявлениями энуреза
Отказ от горшка
Стул
В режиме
Активное
Пассивное
Отказ от общения
Агрессивный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1
0

1
1

1
2

1
3

1
4

1
5

1
6

1
7

1
8

1
9

2
0

2
1

2
2

2
3

С
дет
ьм
и
Ак
ти
вн
ост
ь

В
игр
е
В
реч
и
познав
ательн
ая

Настроени
е

Активное
Пассивное
Отказ от общения
Агрессивный
Отказ от игры
Играет один
Включается в игру со взрослым
Играет с детьми
Речь пассивная
Речь активная
Любознательный
Пассивный

Хорошее
Неустойчивое
Плохое

Заболеваемость: ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
(указать срок с… по …)
Шкала оценок: отметить в таблице нужное из строк.
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________
Оценка адаптации (легкая, средней степени, тяжелая)___________________________________________

Рекомендации: ____________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Условно: Степени адаптации к условиям ОУ:
1)легкая адаптация: - временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); -аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой,
ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы
исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2)Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,
ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность,
претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.
Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3)Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации
характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов
со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет,
пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной
активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых
10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4) Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не
садовский» ребенок.

IV.ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
2-ой год
жизни
н.г

Относится к группе часто
болеющих детей
Преобладающий эмоциональный
фон
● Положительный
●

Ровный, уравновешенный

●

Отрицательный

Адекватность эмоциональных
реакций (на замечания, похвалу,
конкретную ситуацию)
● ярко выражена
●

недостаточно выражена

●

неадекватность

Способность к контролю эмоций
● выражена
●

недостаточно выражена

●

не способен
контролировать

Агрессивность
● дружелюбный
●

агрессивный адекватно
ситуации

●

агрессивный в любой
ситуации

Тревожность
● спокойный, уверенный
●

тревожный

●

возбудимый,
присутствует моторное
беспокойство

Активность
● активный

3-й год
жизни
к.г

н.г

4-й год
жизни
к.г

н.г

5-й год
жизни
к.г

н.г

6-й год
жизни
к.г

н.г

к.г

7-й год
жизни
н.г

к.г

●

гиперактивный

●

пассивный

Инициативность
● инициативный
●

иногда проявляет
инициативу

●

безынициативный

Темп работы
● быстрый
●

средний

●

медленный

Самостоятельность
● самостоятельный
●

нуждающийся в
поддержке: в различных
видах деятельности, в
общении, в быту

Самооценка (может проявляться
в чувстве собственного
достоинства, самоуважении)
● адекватная
●

завышенная

●

заниженная

Потребность в общении с
окружающими
● ярко выражена
●

на среднем уровне

●

недостаточна

●

не выражена

Контактность
● легко вступает в контакт,
общительный
●

контакт и общение
затруднен

●

замкнут, необщителен

Конфликтность
● умеет дружно, без
конфликтов играть с
другими детьми
●

конфликты возникают, но
редко

●

часто ссорится с детьми

Положение ребенка в группе
сверстников
● лидирующий
●

выполняет команды и
второстепенные роли

●

подчиняющийся

Умение сотрудничать со
взрослыми, способность
работать в группе
● сформированы
●

недостаточно
сформированы

●

не сформированы

Получает удовольствие от
продуктивных занятий
Любознателен
Рекомендации по развивающему обучению ребенка:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________

V.ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Соматическое здоровье:
● Болеет редко
●

Часто болеет простудными
заболеваниями

●

Имеет хронические
заболевания

●

Плохой аппетит

Долго засыпает и беспокойно спит
Внимание:
● Устойчивое
●

Недостаточно устойчивое

●

Неустойчивое

Память:
● Зрительная
●

Слуховая

●

Моторная

●

Смешанная

●

Без выраженных
особенностей

●

Медленно запоминает и
быстро забывает

●

Быстро запоминает и
забывает

Мышление:
● Соответствует возрасту
●

Не соответствует возрасту

Восприятие:
● Соответствует возрасту
●

Имеются нарушения
зрительного восприятия

●

Имеются нарушения

2-ой год
жизни

3-й год
жизни

4-й год
жизни

5-й год
жизни

6-й год
жизни

7-й год
жизни

н.г

н.г

н.г

н.г

н.г

н.г

к.г

к.г

к.г

к.г

к.г

к.г

слухового восприятия
●

Комплексные нарушения
восприятия

Основные трудности в общении:
● Трудностей нет
●

Не умеет поддерживать
диалог

●

Предпочитает быть в
одиночестве

●

Плачет, не идет а контакт

●

Конфликтен

Игра:
●

Ориентируется ли в игровой
задаче

●

Умеет ли в процессе игры
регулировать свои желания

●

Выполняет ли этические нормы
поведения во время игры

Речь:
●

Соответствует возрасту

●

Речь невнятна

●

Скудный словарный запас

●

Речь грамматически
неправильная

●

Запинки в речи

●

Речи нет

Развитие движения:
● Мелкая моторика
●

Общая моторика

●

Устойчивость интереса к ДА

Культурно-гигиенические
навыки:
● Соответствуют возрасту

●

Недостаточно формированы

●

Практически не
сформированы

Темп деятельности:
● Соответствуют возрасту
●

Сонлив и вял в течении дня

●

Неравномерный

●

Работает медленно с
невниманием

●

Темп деятельности быстрый,
но деятельность «хаотичная»
и «бестолковая»

Рекомендации по развитию ребенка:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

VI.СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИИ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОППДО
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПДО
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ)
Образовательная область
ОПДО

Младший
(2-3 года)

н.г

Младший
дошкольный
возраст (3-4 года)

к.г.

н.г.

к.г.

Средний
дошкольный
возраст (4-5 лет)

н.г.

к.г.

Старший дошкольный возраст
(5-6 лет)

н.г.

к.г.

Старший дошкольный возраст
(6-7 лет)

н.г.

к.г.

Физическое развитие
Познавательное развитие
Социальнокоммуникативное
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
Подпись педагогов
Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________

Выводы по итогам обследования на начало ___________ года:
1. Необходима консультация специалиста: да, нет (логопеда, психолога, дефектолога, невропатолога, психотерапевта) /подчеркнуть/
2. В каком виде деятельности успешен
_________________________________________________________________________________________
3. Получает удовольствие от продуктивных занятий (да, нет)
4. Способен заниматься самостоятельно осмысленным делом в течение 10 и более минут (да, нет)
5. Необходима индивидуальная работа с ребёнком по следующим направлениям: (подчеркнуть по каким)
● игра
●

моторика: мелкая, крупная

●

продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование

●

психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение

●

сенсорика, математика

●

развитие речи: словарь, грамматический строй, связная речь, звукопроизношение, фонематический слух

●

осведомлённость об окружающем мире

●

общение со сверстниками

●

усвоение социальных норм

Результаты обследования ____________________________________________________________
Выводы по итогам обследования на конец ______________ года
1. Динамика развития: положительная, отрицательная, отсутствие динамики (подчеркнуть)
2. Самая высокая динамика по показателю ________________________________________
3. Причина__________________________________________________________________
4. Отрицательная динамика по показателю_____________________________________________________________
5. Причина__________________________________________________________________
6. Перспективы на будущее _________________________________________________________________________

VII. СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕБЕНКА
7.1. Информация о получении ребенком дополнительного образования по дополнительным образовательным
программам
Наименование
ДОП

Наименование
поставщика услуг

Ранний
возраст
(1,5-3
года)

Младший
дошкольный
возраст (3-4
года)

Средний
дошкольный
возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный
возраст (5-6 лет)

Старший дошкольный
возраст (6-7 лет)

7.1.1. ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

7.1.2. ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВНЕ ДОУ

* в случае получения услуги ставится значок «+» в ячейке, соответствующей возрасту ребенка

VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Рекомендации педагога – психолога
_________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Рекомендации специалистов ДОУ __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
Яркие индивидуальные особенности ребенка
_________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Журнал индивидуальной работы с воспитанником _______________________ группы на 20___- 20___ учебный
год
(Ф.И.(код ребенка)

Проблема (трудности,
испытываемые ребенком в
ходе воспитательнообразовательного процесса)

Разделы основной
образовательной
программы дошкольного
образования

Содержание и направление
индивидуальной работы,
пед. технологии, методики

Дата проведения
индивидуальной
работы с ребенком

Эффективность
проведенной
работы (результат)

«___»_______
20___г.

Хорошо усвоены
признаки зимы и
лета. Продолжает
путать признаки
весны и осени

Октябрь
По результатам
диагностики выявлены
затруднения в усвоении
признаков времен года

Познавательное развитие

Научить различать времена
года. Показ картинок с
объяснением, дидактическая
игра «Времена года»

Ноябрь и ежемесячно

Приложение № 2 к Положению
«О системе оценки индивидуального развития детей»
МБДОУ № 4 «Росинка» г. Тихорецка
приказ от 30.12.2020 № 450
Примерное портфолио дошкольника
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений
малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.
Портфолио следует рассматривать как эффективный способ накопления и
презентации индивидуальных образовательных, творческих и личных достижений
его владельца
Зачем нужно портфолио дошкольника?
В отличие от домашнего альбомчика, который делается для того, чтобы было
что
вспомнить,
когда
ребенок
подрастет,
портфолио
дошкольника
преследует совсем иные цели. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний
человек (воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке, его семье
и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек. От того,
насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к вашему
малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка.
Поэтому при составлении портфолио дошкольника нужно руководствоваться
несколько другими соображениями, чем при подборе материалов для домашнего
архива.
Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Это
возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между
собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается
ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских
годах.
“Как сделать ребёнку портфолио”
Количество разделов и рубрик, их содержание определяются индивидуально для
каждого случая, и зависит только от Вас. Но если портфолио требуют предоставить
в дошкольное учреждение или в школу, то необходимо придерживаться
общепринятых правил.
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают
собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.
Пример содержания портфолио ребёнка в разных возрастных группах
Младшая группа
Страница 1. «Мое имя»
Страницу заполняют родители вместе с ребенком. В домашних условиях они
оформляют титульный лист портфолио, включающий в себя: фотографию (по
выбору ребенка), дату заполнения, возрастную группу, информацию о родителях
ответы ребенка на вопросы взрослого: меня зовут, мама меня называет, папа меня
называет, бабушка меня зовет, дедушка меня зовет, в детском саду меня называют.

Страница 2. «Я расту»
Родители оформляют модель ростомера, на котором отмечают рост ребенка, его
возраст и дату измерения. Измерение роста должно происходить дома. Хорошо,
если родители сообщают ребенку, какой его рост был в момент рождения, после
чего вместе с ребенком отметят на модели оба значения. На этой или другой
странице родители обводят ладонь ведущей руки ребенка (если уже определена
ведущая рука). Можно записать ответы ребенка на вопрос: «Что умеют делать твои
руки?».
В последующие годы рост ребенка и размеры его ладони отмечаются на этой же
странице, что даст возможность ребенку увидеть происходящие с ними физические
изменения.
Страница 3. «Я мальчик или девочка?»
К странице прилагается рабочий лист с изображением видов одежды, причесок и
игрушек, характерные для мальчиков и девочек. На странице может быть
нарисовано силуэтное изображение мальчика и девочки. Данную страницу
целесообразно заполнять после беседы «Кто у нас мальчик, кто у нас
девочка». Родители могут записать рассуждения детей по поводу отнесения себя к
тому или иному полу.
Страница 4. «Я люблю…»
К странице прилагается рабочий лист с изображением разных видов деятельности,
разных продуктов силуэтов или портретов взрослых и детей. Воспитатель в детском
саду предлагает дома вместе с родителями вырезать картинки, отражающие
предпочтения детей, и наклеить их на страницу «Я люблю…».
Страница 5. «Кто со мной живет»
Родители вместе с ребенком выбирают семейную фотографию, наклеивают её на
страницу портфолио и записывают комментарии ребенка об изображенных на
фотографии людях: кто это, как зовут.
Страница 6. «С кем я люблю играть»
Страница оформляется после беседы о дружбе и уточнения, с кем именно любит
играть ребенок. Если есть возможность, хорошо бы приклеить фотографию друга
ребенка или же картинку с играющими детьми, но обязательно подписать имя и
фамилию друга.
Страница 7. «Каким я был раньше»
Страницу оформляют родители после рассказа о том, как он выглядел, что умел и
чего не умел делать в 1 год (удачно, если рассказ сопровождается фотографиями).
Родители вместе с ребенком выбирают его фото в возрасте 1 года, приклеивают на
страницу и записывают комментарии ребенка: «Когда мне было 1 год, я умел...,
сейчас я умею делать…».
Страница 8. «Я хочу…»
Страница оформляется родителями после беседы с ребенком о его желании,
выбираются картинки, отражающие эти желания. Картинки наклеиваются ребенком,
комментарии записываются взрослым.
Содержание страниц портфолио в средней, старшей, подготовительной к школе
группах усложняется в зависимости от развития представлений о себе.
Средняя группа

Страница 1. «Моё имя»








Меня зовут…
Мама меня называет…
Папа меня называет…
Бабушка меня называет…
Дедушка меня называет…
В детском саду меня называют…
Больше всего мне нравится, когда меня называют…Мое имя значит…

Страница 2. «Как я расту»
Мой рост (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера предыдущего
года).
Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем году).
Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что…»
Ношу такую одежду, у меня такая прическа, я люблю играть с такими игрушками
(ребенок раскрашивает картинки, отображающие одежду, игрушки, прическу).
Страница 4. «Я люблю… (окружающих, пищу, заниматься)»
Раскрашивание ребенком соответствующих картинок.
Страница 5. «Моя семья (имена членов семьи)»
Наклеивание фотографии.
Страница 6. «С кем я люблю играть»
Наклеивание фотографий или картинок, подписывание под ними имен друзей.
Страница 7. «Когда мне было 3 – 4 года (рассматривание страницы прошлого
года), я умел…»
Сейчас я умею делать… (раскрашивание картинок).
Страница 8.
«Я не люблю…»
Раскрашивание картинок.
Страница 9.
«Я хочу…»
Раскрашивание картинок.
Старшая группа
Страница 1. «Мое имя»









Меня зовут…
Мама меня называет…
Папа меня называет…
Бабушка меня зовет…
Дедушка меня зовет…
В детском саду меня называют…
Больше всего мне нравится, когда меня называют…
Мое имя значит…



История моего имени…

Страница 2. «Как я расту и изменяюсь»





Мой рост (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера
предыдущего года).
Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем
году)
Чему я научился.
Что я узнал.

Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что совершаю поступки»
Ребенок раскрашивает соответствующие картинки, взрослый записывает его
рассказы.
Страница 4. «Мне интересно (мои увлечения)»
Раскрашивание ребенком соответствующих
Страница 5. «Моя семья (имена, отчества, кем работает родители)»
Фото, картинки, отображающие профессии родители, историю семьи, рисунок герба
семьи.
Страница 7. «Когда мне было 4-5 лет, я умел…»
Рассматривание страницы прошлого года, наклеивание фотографий, раскрашивание
соответствующих картинок, условных обозначений деятельности, рассказ ребенка,
рисунки.
Сейчас я умею делать… (раскрашивание картинок).
Страница 8. «Какие правила я соблюдаю»
Раскрашивание условных обозначений, рисунки ребенка, его рассказ.
Страница 9. «Я не люблю…»
Раскрашивание картинок, создание рисунков, запись взрослым рассказа ребенка.
Страница 10. «Чему я хочу научиться»
Рисунки ребенка, рассказы.
Страница 11. «Моя мечта»
Рисунки ребенка, рассказы.
Подготовительная к школе группа
Страница 1. «Мое имя»
Меня зовут…
Мама меня называет…
Папа меня называет…
Бабушка меня зовет…
Дедушка меня зовет…
В детском саду меня называют…
Больше всего мне нравится, когда меня называют…
Мое имя значит…
История моего имени…
Страница 2. «Как я расту и изменяюсь»

Мой рост (родители отмечают рост ребенка на модели ростомера
предыдущего года).
 Моя ладошка (контур ведущей руки на том же листе, что и в предыдущем
году)
 Чему я научился.
 Что я узнал.
Страница 3. «Я мальчик (девочка), потому что я (нежный, сильный,
отважный, кокетливый и пр.)»
Картинки – раскраски, отображающие личностные качества ребенка.
Страница 4. « Мне интересно (мои увлечения)»
Раскрашивание ребенком соответствующих картинок, рисование подбор и
наклеивание фотографий.
Страница 5. Моя семья (имена, отчества родителей, их профессии)»
Фото, рисунок, картинки, отображающие профессии родителей, рисунок – тест,
рассказы о профессиях, семейные традиции, генеалогическое древо.
Страница 6. «С кем дружу»
Я дружу с…, потому что…
Фото, рисунок, рассказ.
Страница 7. «Когда мне было 5 – 6 лет, я умел…»
Рассматривание страницы прошлого года, наклеивание фотографий, раскрашивание
соответствующих картинок, условных обозначений деятельности, рассказ ребенка,
рисунки.
Сейчас я умею… (раскрашивание картинок), я могу научить других…
Страница 8. «Какие правила я соблюдаю»
Раскрашивание условные обозначений, рисунки ребенка, его рассказ.
Страница 9. «Я не люблю…»
Раскрашивание картинок, создание рисунков, запись взрослыми рассказа ребенка.
Страница 10. «Чему я хочу научиться к школе»
Рисунки ребенка, рассказы.
Страница 11. «Моя мечта»
Рисунки ребёнка, рассказы.
Структура портфолио.
1 раздел.«Титульный лист».
В данном разделе зафиксированы:
фамилия, имя, отчество ребенка
дата его рождения
дата поступления и окончания нашего дошкольного учреждения.
2 раздел.
«Познакомьтесь со мной». Здесь размещена фотография ребенка, на которого
собирается портфолио.
3 раздел.
«Обо мне». Содержится информация о значении имени ребенка. Зафиксирована дата
его именин.
4 раздел.


«Я расту». Располагается таблица с антропометрическими данными за период
пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В данном разделе можно
зафиксировать изменение роста и веса ребенка с самого рождения.
5 раздел.
«Портрет моего ребенка». Этот раздел заполняется родителями (рассказ о своем
ребенке).
6 раздел.
«Моя семья». Здесь размещается семейная фотография. Дети рисуют (по
возможности) своих родителей. Те дети, которые овладели навыками речевого
высказывания, могут составить описательный рассказ своей семьи, который
записывается.
7 раздел
«Мне интересно». По личным наблюдениям родители записывают изменения
увлечений ребенка от года к году. В данном разделе хорошо просматривается путь
развития ребенка как личности.
8 раздел.
«Мое творчество». В этот раздел помещаются работы ребенка по художественной
деятельности. Все работы разделены на несколько лет пребывания ребенка в
дошкольном учреждении.
9 раздел.
«Мои поделки». Здесь размещаются фотографии объемных работ из пластилина и
картона, коллективных работ и поделок, сделанных совместно с родителями.
10 раздел.
«Прыг-скок». В данный раздел помещаются награды за спортивные достижения и
фотографии со спортивных праздников.
11 раздел.
«Я в деском саду». Вкладывается лист с распорядком дня ребенка в детском саду,
от момента когда ребенка привели в группу, до того как его забрали домой. Далее
располагаются:
 фотографии с праздников ( «Осень в гости к нам пришла», Новый год», «23
февраля», «День победы»,«8 марта», «Мой День Рождения» и т.д.);
 фотографии в режимные моменты («Я играю», «Я гуляю», «Спорт, спорт,
спорт», «Я учусь», «Баю-бай»).
12 раздел.
«Награда для героя». Награды («Самому аккуратному», «Самой стильной»,
«Самому вежливому» и т.д.), грамоты за участие в различных творческих конкурсах.
13 раздел.
«Скоро в школу». Этот раздел заполняется в тот момент, когда ребенок начинает
посещать подготовительные занятия к школе и целенаправленно готовится дома к
началу обучения. Сюда вкладывается тетрадки, с которыми ребенок ходил на
подготовительные занятия. Так же здесь располагаются поздравительные открытки
с добрыми пожеланиями хорошей учебы от педагогического состава детского
садика.
14 раздел.

«Мои воспитатели». Записаны ФИО педагогов, работавших с ребенком.
15 раздел.
«Содержание». Заполняется в самый последний момент, так как структура
портфолио может изменяться, в связи с новоприобретенными навыками, умениями
и интересами ребенка.
Бывает разделов недостаточно, либо они не подходят ребенку по тематике,
тогда следует дополнить количество разделов или заменить их качественно. Разделы
заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями
ребенка.
Оформление портфолио
Для сбора портфолио потребуется папка, лучше всего архивная. Благодаря
жесткой обложке и надежному механизму крепления вкладышей, она не сильно
истреплется во время использования. Рекомендуем приобрести папку с красочной,
нарядной обложкой. Сейчас есть возможность купить в магазинах многотомные
архивные папки. Они оформлены в едином стиле, не слишком толстые (а значит, в
наполненном состоянии будут не слишком тяжелые). Корешки этих папок,
поставленные в ряд, образуют единый рисунок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».